Питание

Организация питания в детском саду

 

Судьбы наций находятся в зависимости от того, как они питаются.

А. Брилья-Саварен

Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и пред­метом первоочередной важности, так как этот фактор в значи­тельной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показа­телями, одним из важных показателей развития страны.

Значительное место отводится в нем питанию. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, спо­собствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекват­ной адаптации к окружающей среде.

Роль питания в современных условиях значительно повыша­ется в связи с влиянием на растущий организм таких социаль­ных факторов, как резкое ускорение темпов жизни; увеличение получаемой детьми познавательной информации в детских са­дах и дома, по телевидению, радио, кино; изменение условий воспитания в семье; вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом.

Очень большое значение имеет правильная организация пита­ния детей в детском дошкольном учреждении. Наше учреждение работает 10,5 часов, и питание детей  обеспечивается детским садом, поэтому от то­го, как организовано питание, во многом зависит уровень физического и нервно-психического развития детей, а также по­казатели заболеваемости.

В ДОУ организовано 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник) и в соответствии с требованиями  СанПиН 2.4.1.3049-13 составлено 10-дневное меню (летне-осеннее, зимне-весеннее). Блюда готовятся по технологическим картам установленного образца.

На пищеблоке и в кладовых имеется все необходимое оборудование, заключены договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание всего оборудования и договоры на поставку продуктов со всеми прилагающими к ним документам.

Штат пищеблока укомплектован в соответствии со штатным расписанием: 1 заведующий складом по продуктам питания, 2 повара, 2 подсобных рабочих. В соответствии с программой производственного контроля все работники проходят медицинский осмотр и санитарно-гигиеническое обучение. Обеспеченность спецодеждой и моющими средствами - 100%.

Основным принципом правильного питания дошкольников служит максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение их рациона тех или иных названных групп продуктов, равно как и избыточное потребление каких-либо из них, неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому данные продукты следует постоянно включать в рацион питания дошкольников.

Молоко и молочные продукты - источник белка, один из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани витамина В2 (рибофлавина).

В питании дошкольников необходимо широко применять овощи, фрукты в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др.

В питание дошкольников надо включать хлеб (черный и белый), крупы, особенно гречневую и овсяную, макаронные изделия, обеспечивающие детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, В1, В2, РР, магнием и др. Рационы питания должны ежедневно содержать жиры в виде сливочного масла (30-40г) сметаны (5-10г), растительных масел (подсолнечного, кукурузного - (8-10г). Растительное масло следует использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п., 
а сливочное - для приготовления бутербродов, заправки блюд. Для обжаривания продуктов лучше всего подходит топленое масло, а при его отсутствии - смесь сливочного маргарина и растительного масла.

Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в %

Завтрак (20-25%)

Второй завтрак (5%)

Обед (30-35%)

Полдник (10-15%)

 

В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи – второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13

Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка.

Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель).

Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.

 

Суммарные объемы блюд по приемам пищи (в граммах) должны соответствовать:

Возраст детей

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

От 1 года до 3-х лет

350-450

450-550

200-250

400-500

От 3-х до 7-ми лет

400-550

600-800

250-350

450-600

 

Кратность приема пищи для детей является оптимальным с интервалом не более 4 часов.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого требуется четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью родителям в группах вывешивают ежедневное меню. Два раза в год проводится дегустация блюд (для родителей) входящих в рацион питания детей в детском саду.

В беседах о детском питании, важно предупредить родителей о том, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе.

При организации питания в ДОУ наибольшее значение имеет производственный контроль за формированием рациона пита­ния детей, включающий в себя: органолепгический, визуаль­ный, документальный, лабораторный, инструментальный мето­ды. Объектами производственного контроля являются:

  • формирование рациона питания детей, включая контроль за используемым ассортиментом пищевых продуктов;
  • поступающие пищевые продукты, сырье и материалы;
  • санитарно-техническое состояние пищеблока;
  • условия хранения пищевых продуктов и соблюдение уста­новленных сроков годности;
  • технологические процессы;
  • состояние здоровья персонала, соблюдение персоналом пра­вил личной гигиены;
  • наличие у персонала гигиенических знаний и навыков;
  • санитарное содержание пищеблока и санитарная обработка предметов производственного окружения. 

Организация питьевого режима:

Допускается использование кипяченой питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов. Для этого в детском саду на пищеблоке установлен электрокипятильник, в котором меняются ежемесячно фильтры и вода сдается на лабораторные исследования. Кроме того, установлен магнитный активатор воды с целью предотвращения образования накипи и коррозии на внутренней поверхности труб.

Организация работы по пропаганде здорового питания:

-        Учитываются  индивидуальные особенности  детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд.)

-   Организация питания осуществляется на основе принципов «щадящего питания». При приготовлении блюд соблюдаются щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, приготовление в пароконвектомате;

-        Соблюдается  оптимальный  режим питания;

-        Проводится работа по формированию у детей  навыков культуры питания;

-        Строго соблюдаются  принципы разработанного  меню;

-        Осуществляется искусственная С-витаминизация из расчета для детей от 1-3 лет – 35мг, для детей 3-6 лет – 50,0мг на порцию;

- Организуются мероприятия по формированию здорового образа жизни: игры, викторины, «дни здоровья», спортивные эстафеты и другие.

Оптимизация производственного контроля:

1) Соблюдать   все санитарные  требования  к состоянию:

-        пищеблока;

-        к поставляемым продуктам питания;

-        к  транспортировке, хранению;

-        к приготовлению и раздаче блюд;

-        к личной гигиене пищеблока;

-        к  организации приема пищи детьми в группах.

2) Обеспечивать   контроль за санитарно-гигиенической безопасностью питания.

3) Систематически проводить  контроль  за качеством питания.

4) Своевременность доставки пищи в группу.                                                

5) Учет требований сервировки стола в соответствии с возрастом детей.    

6) Выполнение режима питания. 

7) Подготовка детей к приему пищи (настроение детей, их общение, состояние (возбужденное или спокойное), организация гигиенических процедур в зависимости от возраста.      

 8) Руководство воспитателя: обстановка в группе во время приема пищи, посадка детей за столом, умение детей пользоваться столовыми приборами, общение воспитателя с детьми во время приема пищи, умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое).

Содержание контроля питания:

- соблюдение норм закладки продуктов;

- соблюдение технологии приготовления в соответствии с технологическими картами;

- соблюдение норм выдачи готовых блюд по группам;

- наличие контрольного блюда;

- наличие проб;

- соблюдение графика выдачи готовых блюд по группам;

- соблюдение объема порций по возрасту детей;

- качество раздаваемой пищи (t) своевременная раздача второго блюда;

- сервировка стола, наличие и использование столовых приборов;

- использование методических приемов по формированию навыков культуры питания;

- бракераж сырой и готовой продукции;

- калорийность;

- анализ выполнения норм расхода продуктов питания на одного ребенка в день;

- анализ выполнения финансовых норм питания на одного ребенка в день.